Каждый, кто видит белые стены и зелёные купола церкви, пруд, несколько домиков, невольно осознаёт, что пересекают границу Костромы. Здесь на развилке шоссе Кострома – Красное-на-Волге – Иконниково, находится деревня Поддубное, где и расположен оздоровительный комплекс «Банный Двор в Поддубном».

С одной стороны — сельские просторы, с другой — многоэтажки микрорайона Давыдовский (бывшая деревня Давыдовская). Поддубное давно вошло в наиболее посещаемую зелёную зону отдыха горожан. Об этом не надо говорить и тем, кто направился в «ювелирную столицу» Красное-на-Волге или «Лосиную ферму».

Интересно узнать, когда и как появилась деревня и церковь, почему такое название?

Существуют документы, которые отвечают на эти вопросы. Они опубликованы в «Актах феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв.» (ч. 1, М., 1951 , с. 156, 222–226, 243). При разборе спора митрополичьих и великокняжеских крестьян в 1501 году по поводу межи писец Григорий Романович Застолбский записал: «Так рекли христиане Фрол и Копос: жалоба нам, господине, на того Ваню, то господине, земли из старины великого князя Минского стану, тяглые, а запустели, господине, те земли от великого поветрия, и тот, господине, Ваня те земли держит за собою х Куликовскому селу митрополичю не ведаем, по чему, и деревни ставит, Поддубное, господине, деревню поставил тому лет сорок».

Основной приметой деревни является старый вековой дуб, служивший межевым знаком для окрестных крестьян.

Крестьяне привели судью именно к этому дубу и, став «у дуба, так ркли: направо господине, земля великого князя», налево митрополита, и к ним здесь примыкала земля боярская Шувалова.… В документе дуб описан уже древним, как «безверхий и виловатый».

Основателем деревни стал крестьянин Тимошка Мишаков с домочадцами, который поселился на старом деревенском месте под дубом по указанию управляющего митрополита Вани. Коренные жители деревни являются потомками этого крестьянина. В 1501 г. он записан и в писцовой описи. В 1872 г. в деревне было 5 дворов, в них 14 мужчин и 17 женщин. Церкви в деревне не значится.Со времени возобновления деревни в 1461 г. после великого мора 1420–1425 гг., о котором записано в Патриаршей и Галичской летописи прошло 554 года. Понятно, что дуб, давший название деревне, не сохранился. Загадка - ведь церковь в Поддубном реально существует. Всё объясняется просто. Место, где стоит церковь, называлось селом Трестиным. 

Сохранилась легенда о возникновении села. Раньше на том месте, где теперь церковь, было болото (трясина). Тут явился святитель Николай на сосне одному старику-крестьянину и осушил болото. На этом месте крестьяне построили церковь во имя святителя Николая. Образовавшееся при церкви село назвали Трестино от слов «трестисть», «трясина».

Икона святого Николая долгое время была на испытании в Ипатьевском монастыре и только в 1889 г. благодаря хлопотам прихожан и госпожи Мичуриной она была возвращена в приходскую церковь. По легенде, это та самая икона, которая в XV веке явилась на трясине старику-крестьянину.

И эту легенду мы можем проверить. В грамоте 1501 г. записано: «И Фрол и Копос ркли: … и ты, господине судья, поеди за нами, мы вам укажем, где Трестинская деревня стояла. И привели в ржаное поле на пустошь». Из этого мы видим, что первоначально деревня Трестинская стояла на сухом месте, в поле, и её название со словом «трясина» как будто не связывается, однако деревня с поля была перенесена на её нынешнее место по указанию управляющего Вани в одно время с возникновением Поддубной деревни. «А Микульским, господине, назвали пустошь, ино то, господине, третье поле Трестинской деревни, а не Микульскова, а стояла, господине, та ж деревня Трестинская, ту господине, деревню с того места переставили на то место, где ныне церковь великий Никола стоит, а все то земли митрополичьего Куликовского села.» В документе отмечено, что д.Поддубное и д.Трестинскую разъединяла дорога.

В более поздних документах, например 1629 г., селение у церкви Николы названо, как и полагается, уже не деревней, а селом. В это время оно писалось с. Никольским «Тростино тожъ на рчк. Сендеге». В XVII веке это вотчина Новинского монастыря.

Среди достопримечательностей Трестина — старинный серебряный ковчежец с серебряным крестом и мощами Печерских угодников.

Древняя история Поддубного помогает нам внимательнее и теплее смотреть на привычный пейзаж, соединив его с «преданиями глубокой старины».